ЛЕГЕНДЫ УФЫ

Рукописи не горят –  уже доказано историей. А скульптуры? Картины? Дома? Сколько раз кусали себе локти, утеряв многое из великого наследия предков. Да и не только предков – иной раз не хотим сохранить и передать будущим поколениям то, что создано современниками.

Не думаю, что кому-то в нашей республике нужно особо представлять прославленного художника  Александра Даниловича Бурзянцева. Его творения украшают коллекции десятков музеев страны, в том числе Третьяковской галереи, Русского музея, Художественного музея имени Нестерова и многих других авторитетных российских и зарубежных собраний. Это был яркий мастер, который виртуозно владел средствами живописи, обладал даром поэта и философа. Он создал множество произведений, в которых воспевал красоту Башкирии и мощь родного Урала.

Однако в пространном списке галерей и музейных собраний еще не зафиксирован новый адрес: Уфа, улица Якуба Коласа, завод «Уфимкабель». Здесь нашли свой заботливый новый дом четыре подлинных картины мастера, датированных 70-ми годами прошлого века.

История их появления и, по сути, спасения, возвращения ко второй жизни – пусть не детектив, но в чем-то мелодрама. В свое время картины были приобретены предприятием у Худфонда республики - в советские времена такое содружество рабочего класса и мастеров кисти было вполне привычной практикой. Нечто вроде «взаимной шефской помощи».

Шли годы – картины стали настолько привычным (читай – поэтому незаметным) элементом одного из помещений завода, что при очередном ремонте перекочевали сначала в архив, а потом и… в подвал. Вместе со списанной мебелью и прочим имуществом, ценность которого выглядела, мягко говоря, сомнительно.

Спасла случайность – шло активное «переселение» завода с улицы Цюрупы в новые корпуса, с нуля выстроенные в Демском районе. Демонтировали и перевозили станки, агрегаты, мебель и прочее имущество – десятки тысяч «инвентарных номеров». И картины заметил кто-то из сотрудников, не понаслышке знавший Александра Бурзянцева. О находке сообщили генеральному директору - Ильдару Гималетдинову, и он немедленно принял решение: «Картины осмотреть, пригласить специалистов, реставрировать и перенести в новое здание!»

Когда кто-то заикнулся, что реставрация – дорого, Ильдар Мансурович даже слушать не стал. «История и память в любом случае дороже денег. Мы вкладываем десятки миллионов в реставрацию старого здания завода, и картины великого земляка – лишь малая толика того, что мы должны и обязаны сделать».

Полотна в детальной экспертизе не нуждались – даже не изучая подпись автора, самый авторитетный специалист по творчеству Александра Даниловича, хранитель фондов Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова Валентина Сорокина с одного взгляда определила:

- Безусловно, это Бурзянцев! Посмотрите, какие чистые и контрастные краски, какое панорамное видение, позволяющее наблюдать все пространство полотна с узнаваемыми деталями! Его любимый Есенин утверждал, что «стихами можно рисовать», а сам Александр Данилович превращал живопись в поэзию. Магическая сила полотен Бурзянцева – в его умении показать сопряжение времен, сливающихся в единый гармоничный мир.

 

Вот она, ключевая фраза: «сопряжение времен». Она очень созвучна гражданской, ответственной позиции Ильдара Гималетдинова – «Наше будущее это как раз сплав «вчера» и «сегодня». В большом, историческом смысле. Бездумно потерять, забыть созданное отцами и прадедами, это путь в никуда. История – очень трепетный, по-настоящему живой организм, который строится сегодня. Именно сегодня, уже нашим трудом».

А теперь откроем дневник Александра Бурзянцева: «Сопоставление старого и нового – слишком маленькая задача, она лежит на поверхности. Хочу показать, что всё это живет, дышит одним дыханием, что наша история – основа сегодняшнего дня» – писал он.

 

Согласитесь - поразительное созвучие мыслей и, главное – действий!

 

Своим «сегодняшним днем», каждым мазком кисти художник Александр Бурзянцев создавал неповторимый облик родного края, родного города. Своим «сегодняшним днем» бизнесмен и руководитель Ильдар Гималетдинов восстанавливает облик родной столицы. Журнал «Уфа» уже подробно рассказывал об уникальном архитектурном и реставрационном проекте на месте «старого» Уфимкабеля. «GIM-center» - это новая и старинная, устремленная в будущее и столь же классическая Уфа, история которой уже неразрывно связана с именем Александра Бурзянцева.

«Трудно уместить в одну статью фигуру такого исполинского, шаляпинского масштаба (недаром Александр Данилович собрал редкую фонотеку записей Ф.И. Шаляпина, выразителя мощи народного духа). Творчество Александра Бурзянцева не изучено, не разгадано даже наполовину, а наследство он оставил огромное: великий труженик и жизнелюб, фантазер и романтик», - писала в своем красивом эссе Эльвира Каримова.

Какое-то мистическое совпадение – с именем Федора Шаляпина тесно связано здание бывшей Губернской земской управы. То самое здание на углу Цюрупы и Валиди, которое обрело свой исторический облик благодаря реставрации, на которой настоял Ильдар Гималетдинов. Даже цвет здания, прекращая долгие дискуссии, подсказал… сам Федор Иванович, писавший в мемуарах: «…мне было скучно в этом казенном, краснокаменном здании…».

Александр Бурзянцев собирал и сохранял фонотеку Шаляпина, Ильдар Гималетдинов – собрал и сохраняет память о двух равновеликих земляках!

…В последнее десятилетие жизни художник много времени посвящал и пейзажам старой Уфы, которую очень любил, и, несмотря на полное сходство улочек, церквей, оврагов и холмов нашего старого города с оригиналами (большей частью, увы, уже исчезнувшими), ярко проявил талант импровизатора и «композитора», где целью ставилось настроение «души каждого уголка».

В Уфе в 2010 году появилась улица Александра Бурзянцева, каждый октябрь в галерее «Мирас» проходят дни памяти художника, обширная экспозиция его знаковых полотен – всегда на обозрении в музее имени М.В. Нестерова. Но, выходит, и этого мало!

- Мы сделали все для сохранения доставшихся нам в наследство картин замечательного мастера. Отреставрировали, «одели» в новые, достойные рамы. Однако на заводе их могут видеть несколько сот человек, а должны видеть и ценить тысячи. – Считает Ильдар Мансурович. – Поэтому его картины вскоре займут свое достойное место в новом комплексе «GIM-center».

И добавлю еще одну очень важную деталь: мы представим публике не только признанного мастера. Его творчество будет служить проводником для начинающих авторов – тех, кто станет членами нашего «Клуба молодых мастеров». Им продолжать нашу историю!

 

    

 

 

Текст: Екатерина АЛЕЕВА

Фото: Рита ИШНИЯЗОВА